История строительства Панамского канала.

Обычный предвечерний дождь прошёл, и огромное солнце медленно опускается к неровной кромке дебрей, окрашивая в золотистые цвета верхушки мокрых пальм и деревьев. Освежённый воздух даёт некоторый отдых усталым людям. На ослепительно блестящей, мокрой палубе под тентом собралась вся команда.

В абсолютной тишине звучит неторопливая речь одного из матросов. Он рассказывает о том, как в 1881 году французская акционерная компания, во главе которой стоял строитель Суэцкого канала Лессепс, начала работы по постройке канала на территории республики Колумбии. Работы продвигались очень медленно главным образом из-за того, что держатели основной массы акций компании заботились больше не о постройке канала, а о том, чтобы путём различных биржевых спекуляций набить свои карманы. В результате этого в 1889 году, не сделав почти ничего, компания обанкротилась. К тому же американские дельцы чинили всевозможные препятствия, всячески интригуя против компании. Главную тяжесть банкротства вынесли на своих плечах мелкие держатели акций. Воротилы компании, положив в свои карманы несколько десятков миллионов франков, «вышли сухими из воды».

В 1894 году во Франции была организована новая компания Панамского канала, но работы возобновлены не были. «Новая компания» вела закулисные переговоры с правительством Соединённых Штатов, рассчитывавшим использовать канал для дальнейшего проникновения в экономику Центральной и Южной Америки. Переговоры увенчались успехом, и сделка была заключена 13 февраля 1903 году Компания уступала правительству Соединённых Штатов за сумму в 40 миллионов долларов свои права на постройку канала и всё имеющееся на месте оборудование и имущество.

Условия, на которых компания проводила работы на колумбийской территории, не удовлетворяли Соединённые Штаты, и ими был разработан новый договор, по которому вся полоса земли шириной в 10 миль, по которой проходил канал, изымалась из-под суверенитета республики Колумбии. Города Колон и Панама объявлялись свободными портами. Охрана канала возлагалась на правительство республики Колумбии. Правительство Соединённых Штатов обязывалось единовременно выплатить правительству республики Колумбии жалкую сумму в 10 миллионов долларов и затем ежегодно выплачивать небольшую денежную компенсацию в 250 тысяч долларов.

Этот договор уже 18 марта 1903 года, через месяц после приобретения прав на канал, был подписан обоими правительствами и представлен на ратификацию их сенатам.

Сенат Колумбии под давлением народных масс, возмущённых кабальными условиями, отверг договор, требуя обеспечения своего суверенитета над зоной канала и желая получить за представляемую концессию большую компенсацию. Отказ сената Колумбии в ратификации договора вызвал бурю возмущения среди правящих кругов Соединённых Штатов. Президент Соединённых Штатов Теодор Рузвельт предлагал не церемониться со случайными владельцами нужной Соединённым Штатам территории и расправиться с ними по своему усмотрению.

Пустив в ход подкуп и нажим, американские предприниматели Уолл-стрита через свою агентуру 4 ноября 1903 года устроили «панамскую революцию».

Вновь образованная республика Панама, включающая 84 тысячи квадратных километра, в том числе и зону прохождения будущего канала, объявила себя независимой от Колумбии, и во главе её стали проамериканские прожжённые дельцы, купленные на американские доллары.

Президент Соединённых Штатов Теодор Рузвельт немедленно предписал командирам американских военных судов, стоящих в Колоне и тихоокеанском порту Мексики — Акапулько, не допускать высадки на берега Панамы колумбийских войск, направляющихся туда для подавления «революция». Американская дирекция Панамской железной дороги также отказалась перевозить для этой цели колумбийских солдат.

Всего через неделю после «революции» Соединённые Штаты поспешили формально признать независимость и самостоятельность республики Панамы, и 18 ноября 1903 года заключили с правительством этой республики новый договор о постройке канала на ещё более выгодных условиях для США, чем договор, ранее отвергнутый сенатом Колумбии. 26 февраля 1904 года территория, прилегающая к каналу, в 1422 квадратных километра с населением 14,47 тысяч человек была присоединена к Соединённым Штатам и названа «Зоной Панамского канала».

Республика Колумбия не рискнула на войну с Соединёнными Штатами и была вынуждена признать своё поражение. Постройка канала была возобновлена и продолжалась Соединёнными Штатами.

Канал был открыт для движения 15 августа 1914 года. Таким образом, строительство канала, если считать с момента фактического начала работ французской компании, продолжалось 34 года.

Дальнейшее превращение зоны Панамского канала в военную базу ускорило проникновение американского влияния в страны Латинской Америки.

В последние годы в Панаме всё чаще стали раздаваться голоса, требующие национализации канала. Успешная борьба народов колониальных и зависимых стран против империализма и особенно поражение колонизаторов на Ближнем Востоке, в частности национализация Суэцкого канала, вдохновляют прогрессивные силы страны на борьбу за освобождение зоны Панамского канала.