Порт Буэнос-Айреса.

Ла-Плата наносит много ила и песка, образует большие отмели. Залив заметно отступает. Постройки современного порта Буэнос-Айреса расположены сейчас там, где лет 40 — 50 назад был залив.

Порт вырос и вытянулся вдоль побережья. Широко раскинулись доки, причалы, склады, элеваторы. Буэнос-Айрес — крупнейший порт не одной Аргентины, но и всей Латинской Америки. Через него проходит 80 процентов товаров, ввозимых Аргентиной, и 50 процентов вывозимых.

Огромные потоки грузов — зерна, шерсти, мяса — идут через его порт из далеких районов страны по железным дорогам, веером сходящимся в столице.

Большая часть территории юга страны — Патагонии — используется для разведения огромных стад овец. Шерсть отсюда могла бы вывозиться за границу из патагонских портов, но эти порты с быстрым развитием столицы пришли в упадок. Поэтому шерсть, идущую на экспорт, привозят в Буэнос-Айрес, делая излишний крюк в тысячу километров, а здесь уже грузят на пароходы. Стоимость перевозки шерсти в столицу часто превышает цену провоза ее из Патагонии в Европу.

Буэнос-Айрес уже с давних пор «отбивает хлеб» у соседних портов. Его монопольное положение во внешней торговле Аргентины вызывает резкое недовольство в торговых и промышленных кругах крупных городов пампы.

В то время как грузооборот столицы непрерывно растет, роль таких портов страны, как Росарио, Санта-Фе, Баия-Бланка, неуклонно падает.

Буэнос-Айрес является самым крупным промышленным центром Аргентины, В настоящее время в нем сосредоточено более двух третей всей промышленности страны. Здесь находятся мясоконсервные фабрики, кожевенные и маслобойные заводы, текстильные и многие другие предприятия.

Нам довелось побывать на одном из мясохладобойных комбинатов, расположенных непосредственно у портовых причалов. Комбинат представляет огромную четырехэтажную кирпичную коробку, вокруг которой находятся загоны, куда поезда доставляют скот. К верхним этажам комбината ведет пологая эстакада, по которой скот подгоняется для забоя.

Животное оглушается ударом молотка по голове, затем его подвешивают на крюках к движущейся по потолку цепи. Вдоль транспортера стоят рабочие. Они снимают с убитых животных шкуру, разделывают и распиливают туши. Особенно тяжел труд рабочих в холодильных камерах, где поддерживается постоянная низкая температура до 40° ниже нуля, в то время как температура воздуха снаружи порой достигает 30 — 35° жары. Тяжелы условия труда и в цехах, где происходит обработка и засолка кож и помол костяной муки.

Отходы боен по желобам поступают вниз, в огромные чаны цеха по выработке удобрений. В этом цехе постоянно висит облако удушающей темно-красной пыли, сильно затрудняющей дыхание.