Природные условия Гренландии.

Сурова природа ледяной пустыни Гренландии. Целыми неделями здесь дует позёмка, перевевая сухой снег и сгребая его в заструги — сугробы, напоминающие низкие широкие и плоские барханы.

Ветры, таким образом, придают поверхности ледника облик настоящей пустыни. Однако, если в пустынях почти на каждом шагу можно увидеть признаки жизни, то ледяная пустыня совершенно безжизненна.

Только микроскопические водоросли двух видов поселяются изредка на поверхности по краевой части ледника, окрашивая лёд в бледно-розовый цвет. В центре же ледника — только лёд, снег и ветер.

Особенно сильные штормы бывают на леднике осенью. Иногда скорость ветра достигает 200 километров в час. В такую погоду путешествовать по леднику совершенно невозможно. Ветер поднимает в воздух не только снег, но и мелкие частицы льда, которые ранят незащищённую кожу. «Даже строения не могут полностью гарантировать безопасность человека, — пишут зимовщики одной из экспедиций. — При сильных порывах ветра стены построек бомбардировались осколками льда; некоторые из них разбивали окна, и порывы насыщенного снегом ветра врывались внутрь помещения. Ящики с продовольствием, весившие нередко свыше сотни фунтов, уносились далеко за пределы лагеря».

Когда штормы стихают, наступают морозы. Среди зимы температура на леднике часто опускается ниже — 60° и даже в разгар «лета» бывают морозы до — 20° и ниже.

В 1751 году датчанин Делагер первым совершил переход через один из отростков покровного ледника. Углубившись в ледяную пустыню километров на 20 — 30 и увидев на горизонте скалы, поднимающиеся над ледяным покровом, он решил, что где-то там кончается ледник. После этого строились предположения, что внутри острова находится страна, «покрытая сочными травами и изобилующая оленями». Рассеять эти домыслы удалось лишь известному полярному исследователю О. Норденшельду, который в 1883 году проник в глубь острова на 120 километров и ничего не увидел, кроме бескрайной ледяной пустыни.

О путешествии Норденшельда узнал Ф. Нансен, тогда ещё молодой, начинающий исследователь Арктики. Заинтересовавшись природой Гренландии, он решил исследовать покровный ледник и пересечь южную часть острова. Начальным пунктом путешествия он избрал почти совершенно безлюдное восточное побережье, с тем, чтобы потом достичь эскимосских посёлков на западном берегу острова.

«Когда путешествие уже начнётся, — писал Нансен, — позади будут, сожжены все корабли, и для сохранения своей жизни и возвращения домой необходимо будет дойти до населённых мест на западе во что бы то ни стало. Иного выбора не будет, а это всегда сильный стимул в действиях человека».

Путешествие Нансена было трудным и полным опасностей. Когда в июле 1886 года Нансен на небольшом охотничьем судне подошёл к Гренландии, то оказалось, что путь к берегу преграждают скопления плавучих льдов. Почти месяц ушёл на безрезультатное курсирование вблизи острова в поисках разводий. Короткое арктическое лето близилось к концу, и Нансен уже опасался неудачного исхода экспедиции, как море неожиданно начало очищаться от льдов.

С борта корабля были спущены 2 шлюпки, на которых Нансен с пятью спутниками отправился к берегу. Однако едва лишь шлюпки удалились от корабля, как с севера надвинулись льды, и путь к берегу оказался отрезанным. Пришлось вытащить лодки на льдину, которая к огорчению путников дрейфовала от берега. Десять дней ушло на упорную борьбу со льдами, прежде чем они достигли острова.

Переход по леднику оказался не менее тяжёлым. Особенно грудным было продвижение через краевую часть ледника, поверхность которой таяла под лучами летнего солнца. Потоки талой воды промывали отвесные каньоны на несколько метров глубины и рассекали поверхность ледника по всем направлениям. Помимо этих промоин, на пути путешественников встречались многочисленные длинные трещины глубиной иногда свыше сотни метров. Через трещины местами сохранились образовавшиеся после зимних снегопадов снежные арки, крайне непрочные, порой просто предательские. Осторожно прощупывая снег, с риском для жизни путешественники переправлялись через трещины. Днём, когда грело солнце, было даже жарко, но ночью температура падала и мокрая одежда покрывалась льдом. Особенно мёрзли ноги. Приходилось применять все средства для того, чтобы спасти их от обмораживания.

Когда достигли центральной части ледника, то приборы показали, что путешественники поднялись на 2800 метров. Здесь уже снег не таял, и термометр падал по ночам до —20°. Зато поверхность стала ровней и попутные ветры облегчали передвижение. На западном склоне опять появились трещины и вода, но здесь уже близко были люди, и это прибавляло сил исследователям. Пятисоткилометровый путь по ледяной пустыне был пройден Нансеном за 39 дней.

Экспедиция дала большие результаты. Она подтвердила предположение Норденшельда о том, что ледник покрывает весь остров, и что этот покров имеет форму полого выпуклого массива. Кроме того, наблюдениями за температурой воздуха и ветрами было установлено, что ледник оказывает сильное охлаждающее влияние на атмосферу.

Не все экспедиций в Гренландию оканчивались столь благополучно, как экспедиция Нансена. Особенно трагичной была судьба известного немецкого учёного А. Вегенера.

В 1930 году он прибыл в Гренландию с целью установить здесь три станции-зимовки. Наиболее важные наблюдения предполагалось проводить в центральной Гренландии, куда в начале лета прибыло двое зимовщиков. Позже Вегенер сам отправился на эту станцию, захватив с собой большой запас продовольствия и приборы. Начиналась зима. Всё сильней становились штормы.

Сопровождавшие Вегенера эскимосы из-за плохой погоды отказались идти дальше. и повернули собачьи упряжки. Но впереди, в центре ледяной пустыни, были люди. Один из эскимосов решил помочь своему начальнику. Захватив часть груза, они достигли центральной станции, где были встречены ожидавшими их зимовщиками. Но общей радости скоро пришёл конец. Когда подсчитали все запасы продовольствия, то их оказалось так мало, что едва могло хватить на всех.

И тогда Вегенер решил уйти. Его сопровождал верный ему эскимос. До побережья надо было пройти почти 500 километров.

Весной следующего года на полпути между побережьем и центральной станцией нашли труп Вегенера. По всей вероятности, он умер от паралича сердца, вызванного переутомлением. Судьба его, спутника — эскимоса осталась неизвестной. Экспедиция Вегенера закончилась трагично вследствие того, что он вовремя не получил поддержки и помощи. Он был исследователем-одиночкой.

Российские исследователи Арктики знают, что в трудную минуту страна окажет им нужную помощь. Когда в 1934 году во льдах Чукотского моря погиб пароход «Челюскин», советские лётчики оказали героическую помощь экипажу потонувшего судна.

И в наши дни Гренландия привлекает многочисленных исследователей. Обширная ледяная шапка острова является как бы природной лабораторией для изучения многих явлений природы, характерных для Арктики.